«Система долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами»

.     

По поручению Президента Правительством Российской Федерации в декабре 2017 года разработан и утвержден Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода. Проект реализуется совместными усилиями Минтруда и Минздрава России, Агентства стратегических инициатив и региональных администраций. За разработку методологии, на основании которой будет реализовываться соответствующий комплекс мер, отвечает Благотворительный Фонд «Старость в радость». 

     С 2018 года СДУ проходит апробацию в шести регионах, а затем станет распространяться на всю страну.  Срок реализации пилотного проекта – три года. 

     Рязанская область — один из первых регионов, где начали создавать систему долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Область вошла в пилотный проект с 2018 года.

     В  2020 г. ГБСУ РО «Ухоловский психоневрологический интернат» вошел в пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

     Граждане пожилого возраста и инвалиды - наиболее уязвимая категория людей, которые в силу различных причин не могут помочь себе сами: это немощь, тяжёлые болезни, одиночество.

Долговременный уход – это комплекс мероприятий, включающих уход, реабилитацию, абилитацию, социализацию, психологическую поддержку, позволяющий компенсировать ограничения жизнедеятельности и уменьшить зависимость от посторонней помощи, и обеспечить сохранение качества жизни человека.

Система долговременного ухода включает 3 основных этапа:

— выявление;

— типизация;

— уход и сопровождение.

Выявление предполагает получение и передачу информации о потенциальных получателях социальных услуг с целью предоставления гражданам максимально полной возможности выбирать и получать услуги в системе долговременного ухода. Система долговременного ухода сохраняет заявительный характер, но в своей работе использует выявительный принцип работы, основанный на межведомственном взаимодействии, который реализуется с привлечением специалистов здравоохранения, социальной защиты и иными ведомствами.

Типизация – процесс определения индивидуальной нуждаемости гражданина с последующим присвоением ему определенного набора услуг в рамках установленной группы ухода, в зависимости от количества набранных в результате проведения оценки баллов.

     Типизацию проводят работники, которые прошли специальный курс обучения, в виде интервью с  получателями  социальных услуг. Результаты интервью вносятся в бланк типизации.  На основании результата интервью и иных критериев человек попадает в одну из групп ухода (групп функционирования). Групп ухода всего 6 – от 0 до 5. К 0 группе относятся люди, полностью сохранившие самостоятельность в действиях в повседневной жизни, способность к самообслуживанию и передвижению у которых сохранена. У лиц из 5 группы наблюдается полная утрата способности к самообслуживанию и передвижению, они полностью зависят от посторонней помощи.

     Результаты типизации являются одним из источников информации для составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а далее – индивидуального плана ухода.

Индивидуальный план ухода – это расширенный перечень манипуляций по уходу за получателем социальных услуг. Включает в себя перечень ресурсов гражданина – т.е. те манипуляции, которые получатель социальных услуг может выполнять самостоятельно, и перечень его проблем, т.е. тех манипуляций, в осуществлении которых ему нужна помощь. Исходя из имеющихся ресурсов и выявленных проблем, составляется перечень манипуляций по уходу. В плане ухода прописываются следующие моменты: кто выполняет проблемную манипуляцию, когда, как и где. Т.е. план ухода представляет собой некую программу, последовательность действий работника по осуществлению ухода за получателем социальных услуг. В плане ухода прописывается время  выполнения  манипуляций (например, время проведения утренних гигиенических процедур), место их выполнения (например, кормление получателя социальных услуг в пределах постели или сопровождение его для приема пищи в столовую), особенности  выполнения манипуляций по уходу (например, если получатель социальных услуг плохо слышит или плохо понимает обращенную к нему речь, необходимо говорить громко, четко, простыми фразами и убеждаться, что он понял сказанное).

ЦЕЛЬ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА - обеспечение каждого человека, не полностью справляющегося с самостоятельным уходом, системой поддержки самого высокого качества жизни с максимально возможным уровнем независимости, автономии, участия в деятельности, самореализации и человеческого достоинства.

     Нужно, чтобы мы могли на ранних этапах дать человеку возможность сохранить активность, продлить его самостоятельную жизнь, активное долголетие.

     Уход и помощь не должны прерываться, и если человек по своему состоянию нуждается в поддержке – он должен ее получать независимо от места нахождения. Речь идет о том, чтобы координировать оказание уже имеющихся видов услуг.

        Полноценной система долговременного ухода  может быть, если персонал по уходу  владеет практическими навыками ухода за пожилыми и тяжелобольными получателями социальных услуг. Поэтому работа в пилотном проекте началась с  обучения сотрудников  специалистами  благотворительного фонда «Старость в радость» в качестве тренеров по уходу. Следующая задача  обученного тренера – обучение сотрудников учреждения  теоретическим и практическим навыкам ухода.

     Занятия с медицинским персоналом и сотрудниками, которые участвуют в проекте, в учреждении проводит старшая медицинская сестра, которая  была обучена на тренера по СДУ,   курс обучения включает в себя, как теоретическую, так и практическую часть. Занятия проводятся согласно разработанному   плану  и  графику.

.

.

Темы занятий:

1.Долговременный уход. Основные понятия.

2.Основные правила при уходе за человеком.

3.Мобильность подопечного, использование его ресурсов.

4.Организация питания маломобильных граждан.

      Также были составлены Индивидуальные планы ухода на каждого маломобильного проживающего, которые включают в себя бланки, в которых подробно изложено, в каком состоянии находится человек и в каких услугах он нуждается. Ежедневно сотрудниками ведутся записи выполненных медицинских процедур и последовательности ухода за проживающим.

      Для ухода за маломобильными  проживающими приобретаются необходимые средства по уходу и реабилитации ( столики для кормления, скользящие простыни, многофункциональные кровати и т.д.).

     Кормление маломобильных проживающих организованно в фойе общежития и в специально  отведенной комнате приема пищи.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 Для повышения качества условий жизни проживающих в учреждении ведется большая работа по созданию уюта  в комнатах, приближенному к домашней обстановке. Обновляется мебель, закупаются настенные полочки,  цветы, светильники, фоторамки, часы, зеркала, календари, картины, ковровые дорожки  и т.д. Жилые комнаты  оснащены  шторами для  создания индивидуальных зон личного пространства, для пожилых людей при организации ухода. Коллектив сотрудников старается, чтобы в комнатах было уютно, красиво и удобно жить каждому проживающему.

 .

.

      Благоустраивается и территория учреждения.    Для организации зон отдыха и пространства для прогулок были приобретены  лавочки, качели, вазоны для цветов. Обновляется спортивная площадка.

.   

.

.

.

.

    В учреждении развивается адаптивная физкультура. Проводятся индивидуальные и групповые занятия по адаптивной физкультуре с пожилыми людьми и инвалидами  по программе «Движение – жизнь!».

Цель программы: улучшение качества жизни людей пожилого возраста посредством укрепления физического и психического здоровья, создания спортивно-оздоровительной среды.

Задачи:   

-создание условий формирования здорового образа жизни и активного долголетия, организация и проведение занятий по адаптивной физкультуре с элементами лечебной физкультуры;

-вовлечение в сохранение своего здоровья и пропаганда физической активности среди граждан пожилого возраста и инвалидов;

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

На базе реабилитационного отделения в интернате работают следующие секции:  настольный теннис, бильярд, мини-футбол, волейбол. Разнообразие предложенных секций дает возможность проживающим выбрать тот вид спорта, который соответствует не только психофизическому состоянию, но и их желанию и возрасту. Кроме того в свободное время проживающие занимаются в тренажерном зале. Тренажерный зал оборудован такими тренажерами как: беговые дорожки, велотренажер, силовой и тренажер для спортивной ходьбы. Для занятий оздоровительной гимнастикой  - приобретены гимнастические коврики, маты, фитбулы.

     В интернате постоянно проводятся «Веселые старты», соревнования по различным видам спорта: дартс, волейбол, мини-футбол,  настольный теннис,бадминтон, пауэрлифтинг и т.д.  Проводятся  дружеские матчи  по волейболу между сотрудниками интерната и проживающими.

    В учреждении имеется обустроенная Комната психологической разгрузки, где психологом проводятся  индивидуальные и групповые занятия, тренинги, которые  позволяют развить навыки общения, групповую сплаченность, улучшить микроклимат, снять психоэмоциональное напряжение.

.

   Организация досуга пожилых людей  является важным направлением гармонизации отношений пожилого человека и развития его социальных связей с обществом.   

     В целях развития творческого потенциала и оптимизации свободного времени, активного образа жизни пожилых людей и инвалидов в учреждении организована социокультурная  реабилитация, социально –трудовая реабилитация, ведется кружковая работа:

-Творческий кружок "Наши руки не для скуки";

.

-Кружок  декоративно-прикладного творчества «Ум на кончиках пальцев»; 

. 

      Работа в кружках  проводится ежедневно. Проходят занятия в доступной форме, в соответствии с интересами и способностями каждого проживающего.  По графику и расписанию кружки  проводятся в трудовых  мастерских    и в комнате для  досуговой деятельности в общежитии для маломобильных проживающих.

      Проживающим  предлагался на выбор рабочий материал для изготовления поделок: бумага, пластилин, ткань, фольга, картон, бисер. Каждый желающий может  попробовать себя в качестве мастера, проявить творчество, фантазию. Работа по изготовлению изделий из бумаги (аппликация, оригами), пластилина, занятия декупажем развивает у проживающих   наглядно-образное и логическое мышление, творческое воображение, память, точность движения пальцев рук, развивается творческий потенциал. Расширяется круг знаний, повышается интерес к культуре декоративно-прикладного искусства. 

       Все работы проживающих выставляются на выставочных стендах в комнатах отдыха в общежитиях, что позволяет проживающим и всем сотрудникам видеть творчество и мастерство рукодельцев. Также оформляются альбомы с работами проживающих, куда они вкладывают  всю свою фантазию и творчество.

.

.

Кружок  художественной самодеятельности «С песней по жизни»

      Вот уже несколько лет в интернате существует кружок  художественной самодеятельности "С песней по жизни". Основной его задачей является формирование позитивных интересов у проживающих в интернате. В кружке проходят репетиции   концертов, театральных постановок, разыгрываются сценки к календарным и тематическим  праздникам. «Актерский» состав постоянно пополняется, всем хочется выступить на сцене и сделать приятное зрителям.  

.   .

      Такая деятельность позволяет повысить эмоциональный тонус, побудить к контакту с окружающими, приобрести новый способ самовыражения. Программа кружка разработана таким образом,  чтобы выступления проводились систематически. Поэтому по праздникам и памятным датам, наши артисты показывают для проживающих и сотрудников интересные концерты с песнями, танцами и сценками.

      Кулинарный кружок «Жульен» может посетить каждый проживающий, можно научиться готовить разнообразную пищу от простого к более сложному блюду, для этого в интернате созданы все условия. Кухня с необходимым инвентарем имеется в каждом общежитии.

     За время работы кулинарного кружка «Жульен» проживающими было приготовлено большое разнообразие блюд:  первых и вторых блюд, выпечки, компотов и консервации.

   Сегодня люди старшего поколения и инвалиды являются наиболее социально незащищенной категорией общества. В их жизни возникают серьезные психологические проблемы – чувство ненужности и одиночества, утрата связей между поколениями.

.

 

 

 

 

  

 

 

 

 

        Одно из решений этой проблемы – обучение людей старшего поколения и инвалидов  компьютерной грамотности, поэтому был организован компьютерный кружок  «Компьютерный мир», где проживающие  с пользой проведут свободное время и расширят свой кругозор. Работая на занятиях в компьютерном классе, они активно овладевают недоступными прежде навыками, и открывают для себя много новой, полезной и интересной информации.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       В интернате проживают люди, которые любят не только активно заниматься спортом, заниматься творчеством, но и просто отдохнуть с книгой или газетой в руках, просмотром кинофильма устроившись в удобном  кресле в большой, светлой и уютной библиотеке. В библиотечном фонде находится большое количество экземпляров книг, различных по жанру, стилю и направленности литературы. Очень много приобретено энциклопедий, словарей и разнообразной справочной литературы. Конечно же, читать могут не все, поэтому для них есть разнообразный выбор цветных, иллюстрированных журналов и газет. В библиотеке предложен  выбор периодической печати. Подписка производится два раза в год.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

      Кроме того,  постоянно проводятся  тематические, поэтические встречи. Проводятся викторины. Маломобильные  проживающие, которые не могут прийти в библиотеку самостоятельно за газетами, журналами, книгами не остаются без внимания. Им приносят книги и газеты  в общежитие,  воспитатель посещает проживающих, чтобы почитать для них интересные книги вслух или провести тематический час. Проводится акция «Книги идут в гости».  Для желающих производится подписка на журналы, газеты, сканворды.

     Ведется работа сотрудников с применением арт-терапии, гарденотерапии, трудотерапии, кинотерапии, фототерапии, сказкотерапии.

.

.

.

.

С мая 2018г. в ГБСУ РО «Ухоловский психоневрологический интернат» организовано волонтерское движение «Мы вместе».

 Волонтерами являются воспитанники реабилитационного отделения  интерната, координаторами и так же волонтерами  движения сотрудники  интерната.

Направления деятельности  волонтёров

 -  помощь по уходу за маломобильными проживающими интерната;

-  благоустройство территории интерната;

- регулярная помощь в хозяйственной деятельности учреждения;

 - пропагандировать здоровый образ жизни среди проживающих и выпускников интерната;

 - организация досуга и  отдыха для проживающих интерната;

 - организация благотворительных концертов;

  -поддержка и помощь выпускникам интерната;

Участие в наиболее значимых мероприятиях:

- акция «Георгиевская ленточка»;

- акция «Ветеран живет рядом»;

- выездное мероприятие в детский санаторно-оздоровительный центр «Колос», проведение спортивной программы для детей инвалидов в виде пиратского квеста «В поисках сокровищ»;

- акция к Всемирному дню чистоты «Сделаем наш дом чище»;

- проведение праздничного концерта ко Дню пожилого человека;

- акция «Помоги детям» сбор детской одежды для нуждающихся в помощи;

- совместный концерт с «серебрянными волонтерами»  хором ветеранов «Надежда» ко  Дню инвалида;

 - проведение празднования Нового года  в общежитии для маломобильных проживающих «Праздник к нам приходит».

- выездные мероприятия- концерты в других интернатах Рязанской обл

.

.

В рамках организации досуга граждан пожилого возраста и инвалидов заключены соглашения о сотрудничестве:

МУК «Ухоловская центральная библиотека»;

Приход Покровской церкви с. Ясенок;

МОУ ДОД «Ухоловская детская школа искусств»;

Специальная Олимпиада России;

Спортивный комплекс «Аксень».

 

Сотрудниками реабилитационного отделения внедряются и реализуются новые проекты и технологии в реабилитационной деятельности:

1.Программа по адаптивной физкультуре «Движение-жизнь!»;

2. «Терапия воспоминаниями».

3.Гарденотерапия.

4.Социальный проект «По дорогам края».

5.Программа оккупациональной терапии «Путь к успеху».

6.Программа теосоциореабилитации «Открытое сердце».

7. Почта доверия.

Для формирования духовно-нравственных основ личности открыт домовый храм в честь святого апостола Иоанна Богослова для отправления религиозных обрядов, где проводятся литургии, службы и встречи со священнослужителями, церковные обряды крещения.

.

.

Таким образом, можно сказать о том, что в интернате   активно начата  работа по внедрению системы долговременного ухода. Специалистами учреждения оказывается всесторонняя помощь и достойный уход за получателями социальных услуг в учреждении. Индивидуальный подход в работе с получателями социальных услуг благоприятно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии пожилых людей и инвалидов.